Узлы в промышленном альпинизме.

Разные источники утверждают, что в мире известно от полутора тысяч до четырех тысяч узлов. У нас же иная задача: свести к минимуму объем запоминаемого материала, но обеспечить выполнение всех возникающих задач.
За прошедшее десятилетие бурно развился такой вид деятельности, как туристское многоборье. Здесь думать и действовать надо быстро. Чем меньше узлов ты знаешь — тем меньше шансов ошибиться. Но то, что ты знаешь — должно перекрывать весь спектр возникающих задач.
У туристских многоборцев возникают свои, специфические требования к уз­лам. Компактность, например.
Немного о терминологии. За основу взято морское дело. Неподвиж­ный конец веревки, будем называть коренным концом. Подвижный конец веревки, тот которым работают — рабочим концом (у моряков его еще на­зывают ходовым концом). Устоявшиеся в туризме и альпинизме слэнговые выражения (профессиональный жаргон) будут выделены курсивом. Иногда введены понятия, не имеющие статус профессионального жаргона, но упро­щающие понимание сути. Они взяты в кавычки.
Начинающим турмногоборцам дадим несколько советов.
—  На каждый узел уходит около одного метра основной веревки. На «бергшафт» — чуть-чуть больше.
— Самый компактный из проводников — «проводник повышенной на­дежности».
— Компактнее «проводника повышенной надежности» — «грейпвайн-удавка». Но его использование в качестве проводника требует блокировать между собой рабочий и коренной концы, выходящие из узла. Обычно это де­лают изолентой или рулонным лейкопластырем. Становится невозможным перевязать узел во время соревнований (прохождения дистанции).

ПРОСТОИ узел
Если веревку сложить «колечком» и рабочий конец вдеть в это «колечко», то лег­ко и просто получим узел, который так и назы­вается ПРОСТОЙ узел. ПРОСТОЙ узел, завязанный на конце ве­ревки, в неответственных случаях может быть использован в качестве стопорного узла.

Простой узелПростой узелКонтрольный узел

Модификациями и последующими тран­сформациями ПРОСТОГО узла получают мно­жество других узлов.
ПРОСТОИ узел, завязанный вокруг «со­седней» веревки используется в качес­тве контрольного узла. Т.е. дополнительного узла, препятствующего саморазвязыванию ос­новного узла.

ПАЛАТОЧНЫЙ узел
Если веревку сложить «колечком», и в это «колечко» вдеть середину сложенного вдвое коренного (или рабочего) конца, то по­лучим ПАЛАТОЧНЫЙ узел .Узел отно­сится к группе удавок.

Палаточный узелПалаточный узел

По сути, ПАЛАТОЧНЫЙ узел — это ПРО­СТОЙ узел, в котором коренной (или рабочий) конец продет обратно сквозь узел. Если потянуть за этот конец, то образовавшаяся пет­ля проскочит сквозь узел и узел распадется.
Применяется узел для крепления веревки к опоре в неответственных случаях. Узел явля­ется начальной стадией завязывания некото­рых других узлов (БУЛИНЬ, например)
Название узла пошло с тех времен, когда на соревнованиях туристских слетов было при­нято ставить палатку «домик» на скорость. (Специалисты одной рукой вязали узел, другой вставляли колышек и сразу же оттягивали стой­ку. В этом случае узел вязался так, чтобы вытя­гиваться за коренной конец).
Узел ПРОВОДНИК
Иногда его называют узел ПРОВОД­НИКА
Если сложить веревку вдвое и уже этим сложенным концом завязать ПРОСТОЙ узел получим один из старейших узлов— узел ПРОВОДНИКА. Узел недостаточно надежен, поэтому обязательно применение контрольного узла.

Узел проводникаУзел проводника

Узел применяется для крепления веревок к ИСС (индивидуальной страховочной систе­ме) участника или для закрепления веревок на рельефе (через промежуточные звенья — крю­чья, карабины и пр.)
Фактически мы вяжем два узла. Вначале собственно ПРОВОДНИК, а затем — контро­льный узел. Подобная трудоемкость, а также значительно уменьшенная прочность (по срав­нению с другими узлами) привели к тому, что узел ПРОВОДНИКА на сегодня практически не используется.
При необходимости закрепить веревку непосредственно на рельефе (на дереве, напри­мер), можно, конечно, завязать узел ПРОВОД­НИКА с огромной петлей, залезть на дерево и набросить на него петлю. Затем надо будет спустить веревку с узлом вниз и протащить сквозь узел весь коренной конец, уменьшив пет­лю узла до разумных размеров. На практике, разумеется, так никто не делает.
На конце веревки завязывается ПРО­СТОЙ узел. Рабочий конец должен быть доста­точной длины, что бы его хватило на все после­дующие манипуляции.

Узел ВОСЬМЕРКА (ФЛАМАНДСКАЯ ПЕТЛЯ)
Начинаем вязать его также, как и узел ПРО­ВОДНИКА. Складываем веревку вдвое и пет­лю проносим поверх сдвоенной веревки, обра­зуя «колечко» из сдвоенной веревки. Чтобы получить узел ПРОВОДНИКА, надо сразу продеть петлю сквозь «сдвоенное колеч­ко». Мы же обносим петлю вокруг коренного конца (сдвоенного коренного конца) и только теперь продеваем петлю в «сдвоенное колечко».

Узел восьмеркаФламандская петляУзел восьмерка

 Полученный узел имеет харак­терный рисунок, откуда и взялось его название. Так же, как и ПРОВОДНИК, узел применятся для закрепления веревок на ИСС участника или закрепления их на рель­ефе через промежуточные звенья.
Так же, как и ПРОВОДНИК, узел может быть завязан одним концом.На конце веревки за­вязываем ПРОСТУЮ ВОСЬМЕРКУ. (Название этого «предварительного» узла дано по аналогии с «простым» узлом). А далее, так же как и в «проводнике» одним концом, обно­сим рабочий конец вокруг опоры (дерева), при­кладываем к той его части, которая выходит из узла (непосредственно в точке выхода из узла) | и начинаем пропускать сквозь узел, повторяя все изгибы и повороты веревки (прослеживаем узел). Напоминаем, что рабочий конец должен быть достаточной длины, иначе его не хватит на все последующие манипуляции.
Восьмерка значительно надежнее проводника и применение контрольногоузла не требуется. По результатам испытаний в испытатель­ной лаборатории ООО «Венто 2М» прочность узла ВОСЬМЕРКА состави­ла 44,24 % от номинальной прочности веревки при нагружении узла за два выходящих из него конца
ДВОЙНОЙ ПРОВОДНИК (ЗАЯЧЬИ УШИ)
Узел применяется, когда из узла должно выходить две петли: при прощелкивании реп­шнура в карабин, в спасательном деле для тран­спортировки пострадавшего или на соревнова­ниях по туристскому многоборью.
Веревку складываем вдвое и уже этой сдво­енной веревкой начинаем вязать ПАЛАТОЧНЫЙ узел проносим петлю поверх сдвоенного коренного конца, образуя «сдвоенное ко­лечко»; середину петли продеваем сквозь «сдво­енное колечко» и немножко затягиваем узел. Из узла выходит «двойная петля» (пет­ля из сдвоенной веревки — будущие «уши») и прямо напротив нее, параллельно сдвоенному коренному концу — петля из одинарной веревки (одинарная петля). Одинарную петлю набрасываем на весь узел и затягиваем его.

ДВОЙНОЙ ПРОВОДНИКЗАЯЧЬИ УШИЗАЯЧЬИ УШИДВОЙНОЙ ПРОВОДНИКДВОЙНОЙ ПРОВОДНИК

Надо принять все меры к тому, чтобы «.уши», выходящие из узла, были максимально равны. В противном случае, нагрузка распреде­лится по петлям (ушам) неравномерно и прочность узла существенно снизится.
             
Узел БЕРГШАФТ            I
Вначале складываем веревку «колечком». Но это должно быть большое «колечко» — нам потребуется большой запас веревки. Само «ко­лечко» один раз перекручиваем. По­лучаем специальную укладку с верхним и ниж­ним «перекрестиями». Закрепив (зажав паль­цами) «перекрестия», верхнюю петлю опус­каем ниже нижнего «перекрестия». Остается одно «перекрестие». Получаем ситу­ацию, когда выше «перекрестия» сдвоенная петля,   ниже   «перекрестия» одинарная петля, а в стороны уходят коренные концы. Одинарную  петлю продеваем в сдвоенную и затягиваем узел.

Узел БЕРГШАФТУзел БЕРГШАФТУзел БЕРГШАФТУзел БЕРГШАФТ

Узел применяется для закрепления середи­ны веревки на рельефе (через промежуточные звенья) или для закрепления середины веревки на ИСС второго участника в связке-тройке (от­сюда другое название узла — узел СРЕДНЕГО). Еще одно из «стандартных» применений узла — вывод из работы побитого участка ве­ревки.
Иногда можно услышать, как этот узел называют АВСТРИЙСКИЙ ПРОВОДНИК. Австрийские альпинисты были очень удивле­ны таким названием. Сказали, что узел назы­вается БЕРГШАФТ («связь с горой») и других названий иметь не может.
Оригинальное применение БЕРГШАФТУ было изобретено на соревнованиях по турис­тскому многоборью. При страховке участника на переправе, требовалось связать две верев­ки одного диаметра так, чтобы узел можно бы­ло встегнуть в ИСС участника. Две веревки сложили вместе, навстречу друг другу связы­ваемыми концами. Из сдвоенного участка связали БЕРГШАФТ.

Узел БУЛИНЬ
Очень старый и один из самых сложных узлов.
ПАЛАТОЧНЫЙ узел вяжется на корен­ном конце веревки. Т.е., для того чтобы вы­тянуть петлю из ПАЛАТОЧНОГО узла надо тянуть за коренной конец. Рабочий конец обносится вокруг опоры (дерева) и вставляется в петлю ПАЛАТОЧНОГО узла. Начинаем тянуть за коренной конец. Петля захватывает рабочий конец и пытается протащить его сквозь узел. Сколько бы мы не тянули за ко­ренной конец дальше — петля с продернутым рабочим концом останется на месте. Осталось завязать «контрольный» узел рабочим концом и БУЛИНЬ готов.

Узел БУЛИНЬУзел БУЛИНЬУзел БУЛИНЬУзел БУЛИНЬ

В морском деле, в основном, БУЛИНЬ вяжется одним концом.
Рабочий конец обносится вокруг опоры. Коренной конец складывается «колечком» так, чтобы основная его часть являлась вер­хом «перекрестия», а само «колечко» было обращено в сторону рабочего конца .
Сверху в «колечко» продеваем рабочий конец, проводим его над коренным концом и охваты­ваем коренной конец. Встречно-параллельно своему первоначальному ходу, выводим рабо­чий конец наверх сквозь «колечко». Затем вяжется контрольный узел.
Узел используется для обвязки человека, если отсутствуют ИСС или пояс Абалакова.
Очень часто именно этот узел использу­ется для закрепления веревок непосредствен­но на рельефе. Трудно сразу точно рассчитать необходимую длину рабочего конца так, что бы его хватило на обнос опоры (особенно если это большой камень или выступ скалы) и собствен­но узел. При применении БУЛИНЯ же, мы вна­чале обносим рабочий конец вокруг опоры, а потом на коренном конце начинаем вязать ПА­ЛАТОЧНЫЙ узел или складываем «колечко». Если узел применялся для закрепления вере­вок на опоре, то развязать его после снятия нагруз­ки может оказаться нелегко.

ПРЯМОЙ узел
Две веревки складывают «крестиком» и рабочий конец одной из них один раз обкручи­вают вокруг конца другой. Затем концы вновь складывают «крестиком» . Один из концов продевают сквозь образовавшуюся петлю.

ПРЯМОЙ узелПРЯМОЙ узел

Второй способ вязки ПРЯМОГО узла — одним концом.
Одну веревку складываем вдвое и берем в руку. Конец второй веревки вдеваем в получен­ную петлю, обносим вокруг сдвоенной первой ве­ревки и вновь продеваем через петлю, встречно-па­раллельно своему первоначальному ходу.

ПРЯМОЙ узелПРЯМОЙ узелПРЯМОЙ узел

ПРЯМОЙ узел используется для связыва­ния веревок одинаковой толщины исключите­льно в неответственных соединениях. Во всех остальных случаях необходимо применение других узлов.

ВСТРЕЧНЫЙ узел
На конце одной веревки завязывается ПРО­СТОЙ узел  к выходящему из узла рабо­чему концу прикладываем конец второй веревки и начинаем пропускать его сквозь узел, повторяя все изгибы и повороты веревки {прослеживаем узел) . Затягиваем узел и вяжем контрольные узлы.

ВСТРЕЧНЫЙ узелВСТРЕЧНЫЙ узелВСТРЕЧНЫЙ узел

Узел применяется для связывания вере­вок одного диаметра.

     ВСТРЕЧНАЯ ВОСЬМЕРКА     (ФЛАМАНДСКИЙ узел)
На конце одной веревки вяжется ПРОСТАЯ ВОСЬМЕРКА. Так же, как и при вязке ВСТРЕЧНОГО узла, к выходящему из узла рабочему концу прикладываем конец второй веревки и на­чинаем пропускать его сквозь узел, повторяя все изгибы и повороты веревки (прослеживаем узел). Расправляем и затягиваем узел.

ВСТРЕЧНАЯ  ВОСЬМЕРКАФЛАМАНДСКИЙ узелВСТРЕЧНАЯ  ВОСЬМЕРКА

 Свое название он получил из-за характер­ного рисунка. В морской практике его назы­вают ФЛАМАНДСКИЙ узел, т.к. это один из древнейших морских узлов.
Узел используется для связывания вере­вок одного диаметра. На сегодня, наверное, это самый распространенный узел для связывания веревок одного диаметра.
Обычно его удается развязать, даже после сильных нагрузок.

ГРЕЙПВАЙН
Узел достаточно сложен и капризен, в нем нет понятия мелкого недочета. Узел состоит из двух полуузлов, завязываемых последовательно концами правой и левой веревок {рабочие кон­цы по 15 — 20 см). При завязывании полуузла работает только конец одной веревки.
~ Две веревки складываются вместе на­встречу друг другу связываемыми концами.

ГрейпвайнГрейпвайнГрейпвайнГрейпвайн

ГрейпвайнГрейпвайнГрейпвайнГрейпвайн

Грейпвайн не требует контрольных узлов. После завязывания обязательно должен быть расправлен. Под нагрузкой сильно затяги­вается, после чего нелегко развязывается. При развязывании следует постараться растащить полуузлы друг от друга. Ослабить один по­луузел и развязать его, затем выдернуть верев­ку из второго полуузла и развязать его.
Применяется для связывания веревок оди­накового диаметра.
Слухи о его исключительной прочности оказались преувеличенными. Однако, он оста­ется самым прочным, из «стандартных» узлов для связывания веревок одного диаметра.

Узел СТРЕМЯ (ВЫБЛЕНОЧНЫЙ узел)
Узел применяется как точка опоры для но­ги при подъеме по вертикальным перилам.
Середину веревки взять горизонтально. Концами веревки сложить два «колечка» так, что бы «вертикальные участки» веревки бы­ли по разные стороны от «горизонтального» участка «Колечки» наклонить в сторо­ну «горизонтального» участка веревки. Свести «колечки» вместе

Узел СТРЕМЯВЫБЛЕНОЧНЫЙ узелУзел СТРЕМЯ

Узел хорошо держит даже на гладком кам­не или мокром дереве. В этом случае необхо­дим контрольный узел. После большой нагруз­ки узел развязывается тяжело, особенно если веревка намокла.

СХВАТЫВАЮЩИЙ узел
Узел обязательно вяжется веревкой мень­шего диаметра (репшнуром) на веревке больше­го диаметра (основной веревке). Рекомендуемое соотношение диаметров не выше, чем 2:3.
Накладываем петлю из сдвоенного реп­шнура на основную веревку. Охваты­ваем основную веревку, пропуская концы реп­шнура сквозь петлю. Получаем ПОЛУСХВАТЫВАЮЩИЙ узел.

СХВАТЫВАЮЩИЙ узел

Совершаем по­вторный охват основной веревки репшнуром,вновь продевая концы репшнура сквозь пет­лю. Расправляем узел.Репшнур, в итоге, делает четыре витка вокруг основной веревки. Нагрузочные концы вы­ходят из-под середины этой «поперечины» .

СХВАТЫВАЮЩИЙ узелСХВАТЫВАЮЩИЙ узел

Узел легко перемещается вдоль основной веревки, при приложении нагрузки непосред­ственно к узлу, вдоль основной веревки. Узел моментально затягивается («схватывается»), при приложении нагрузки к грузовым кон­цам, выходящим из узла.
Применяется узел для самостраховки при движении по вертикальным и наклонным пери­лам. Именно этому узлу на смену пришел механический зажим «жумар», используемый для подъема по вертикальным перилам.
Последнее время много громких наре­каний на СХВАТЫВАЮЩИЙ узел. Вызваны они, в основном, желанием заменить «неудоб­ный» схватывающий узел на «удобный» меха­нический зажим.

ОБМОТОЧНЫЙ СХВАТЫВАЮЩИЙ узел
ОБМОТОЧНЫЙ СХВАТЫВАЮЩИЙ узел имеет большую «схватываемость», чем об­ыкновенный СХВАТЫВАЮЩИЙ узел, но рабо­тает только в одну сторону. Более эффективен, чем обыкновенный СХВАТЫВАЮЩИЙ, при организации полиспастов.
Накладываем петлю из сдвоенного репшнура на основную веревку. Не перпендикулярно, а немного наискось. Петлей репшнура делаем 3—4 оборота вокруг основной веревки, смеща­ясь от коренного конца репшнура. Ко­ренной конец продеваем сквозь петлю репшну­ра и расправляем узел.

ОБМОТОЧНЫЙ СХВАТЫВАЮЩИЙ узелОБМОТОЧНЫЙ СХВАТЫВАЮЩИЙ узел

Узел ШТЫК
На соревнованиях, при наведении навес­ной переправы, иногда запрещают пользовать­ся тормозными устройствами, поэтому в дан­ной брошюре приводится узел ШТЫК (один из штыков), пригодный для этих целей.
Все чаще постановщики дистанций на со­ревнованиях по туристскому многоборью ис­пользуют этот узел для крепления судейских веревок к опорам. Узел очень надежен. Легко развязывается после снятия нагрузки и даже под нагрузкой.
Рабочий конец веревки обносят вокруг де­рева или выступа рельефа. Проносят поверх коренного конца, огибают коренной конец и продевают в образовавшуюся петлю. Рабочий конец вновь проносят поверх коренно­го, огибают коренной и продевают во вторую образовавшуюся петлю и т. д. Обычно делают 2—3 шлага. Затем желатель­но закрепить рабочий конец на коренном. При нагружении коренного конца узел не затянется, и сохранится возможность развязать его без снятия нагрузки с коренного конца.

Узел ШТЫКУзел ШТЫК

Узел УДАВКА
Рабочий конец обносится вокруг опоры. После делается полный охват коренного кон­ца, затем ведем рабочий конец назад, при этом несколько раз (4—5 и более) обвива­ем ту часть веревки, которая уже обведена вок­руг опоры. При нагружении коренно­го конца шлаги обвивки прижмутся к опоре и трение не даст веревке соскользнуть. Чем больше шлагов, тем надежнее будет держать узел. При кажущейся «хлипкости», УДАВКА достаточно надежна, особенно при закрепле­нии веревки на деревьях. После снятия нагрузки узел легко развязывается.

Узел УДАВКАУзел УДАВКА

ПРОВОДНИК ПОВЫШЕННОЙ НАДЕЖНОСТИ
Это все еще малоизвестный новый узел, недостаточно опробованный на практике. Ис­пользуется в тех случаях, когда по каким-то причинам не удовлетворяет надежность ВОСЬ­МЕРКИ. (На качественных скользких импор­тных веревках ВОСЬМЕРКА иногда «располза­ется» под знакопеременной нагрузкой).
Узел состоит из двух полуузлов. Сначала на рабочем конце веревки вяжется ПАЛАТОЧ­НЫЙ узел. Т.е. узел распадется, если потянуть за рабочий (короткий) конец. Затем этим рабочим концом вяжется один полуузел (шлаг) узла грейпвайн.

ПРОВОДНИК ПОВЫШЕННОЙ НАДЕЖНОСТИПРОВОДНИК ПОВЫШЕННОЙ НАДЕЖНОСТИПРОВОДНИК ПОВЫШЕННОЙ НАДЕЖНОСТИПРОВОДНИК ПОВЫШЕННОЙ НАДЕЖНОСТИ

 Полуузлы под­тягиваются друг к другу, при этом увеличива­ется в размере петля.